СТИЛИСТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Стилистическая структура современного русского литературного языка отличается богатством средств и гибкостью в передаче
человеческой мысли. Среди большого разнообразия речевых
контекстов, в которых и образуется соответствующая стилистическая
окраска, можно выделить пять основных, которые и составляют стили русского языка: разговорный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный. Речевая структура текста создается в результате взаимодействия языковых средств всех
лингвистических уровней, но в первую очередь - лексики и синтаксиса.
Распределение лексики по определенным стилям сложилось
исторически, вследствие ее употребления в различного типа текстах. С точки зрения стилистической характеристики лексику рассматривают в
двух аспектах: с точки зрения ее функциональной
закрепленности за тем или иным стилем и эмоционально-экспрессивной окраски.
Центральное место в литературной лексике занимает
нейтральная. Она противопоставлена книжной и разговорной лексике. Именно в этом
смысле говорят о книжном, разговорном и нейтральном «стилях языка»
как о совокупности соответствующим образом окрашенных единиц.
Обратимся к конкретному примеру. Слово рассадник в
русском языке имеет три значения [Словарь русского языка в 4-х т. Изд. 2-е. М., 1981. Т.Ш.]:
1. Место, где выращивают молодые растения; питомник.
2. Место, где разводят
домашних животных или птицу.
3. (перен.) Место, являющееся источником или средоточием чего-либо.
Следовательно, два первых значения данного слова являются сельскохозяйственными терминами и употребляются в
соответствующего типа текстах. А круг лексических связей слова рассадник
в третьем значении был ограничен словами зараза,
инфекция и т. п., что привело к формированию оценочности данного слова, которая даже зафиксирована в Словаре
русского языка С.И.Ожегова (22-е изд., М., 1990) в виде
пометы средоточие (обычно чего-н. плохого).
По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова
О.А. Устный экзамен по русскому языку:
Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.
|