…Слово управляет мозгом, мозг - руками, руки - царствами…
Велимир Хлебников
Михаил Наумович Эпштейн - философ, культуролог, литературовед, эссеист, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США). Член российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности.
М. Эпштейн родился в Москве в 1950 г. В 1972 г. закончил филологический факультет МГУ, с 1978 г. - член Союза писателей. Его статьи по вопросам литературы и теории печатались в "Новом мире", "Знамени", "Звезде", "Октябре", "Вопросах литературы", "Вопросах философии", "Вопросах языкознания", "Новом литературном обозрении" и других литературных и теоретических журналах. М. Эпштейн - автор 17 книг и более 500 статей и эссе, переведенных на 14 иностранных языков. В 1970-е годы участвовал в работе сектора теоретических проблем Института мировой литературы (Москва) и преподавал литературу в московских вузах. В 1980-е годы - основатель и руководитель междисциплинарных объединений московской гуманитарной интеллигенции: "Клуб эссеистов", "Образ и мысль" и "Лаборатория современной культуры".
С 1990 г. живет и работает в США. Лауреат премий Андрея Белого (С-Петербург, 1991), Института социальных изобретений (Лондон, 1995), Международного конкурса эссеистики (Веймар-Берлин, 1999), премии Либерти (Нью-Йорк, 2000).
Проект "Дар слова" был начат Михаилом Эпштейном 17 апреля 2000. Теоретическое обоснование этого проекта было сформулировано автором в работе "Однословие как литературный жанр" (журнал «Континент», 2000, № 104): "Самым кратким литературным жанром считается афоризм — обобщающая мысль, сжатая в одном предложении. Но есть жанр еще более краткий, хотя и не вполне признанный и почти не исследованный в качестве жанра: он умещается в одно слово. Именно слово и предстает как законченное произведение, как самостоятельный результат словотворчества. Подчеркиваю: слово не как единица языка и предмет языкознания, а именно как литературный жанр, в котором есть своя художественная пластика, идея, образ, игра, а подчас и коллизия, и сюжет. ОДНОСЛОВИЕ — так я назову этот жанр — искусство одного слова, заключающего в себе новую идею или картину. Тем самым достигается наибольшая, даже по сравнению с афоризмом, конденсация образа: максимум смысла в минимуме языкового материала".
Главная тема проекта - искусство создания новых слов и понятий, пути обновления лексики и грамматики русского языка, развитие корневой системы, расширение моделей словообразования.
Включенных в "Дар слова" лексем нет ни в одном словаре, а между тем, по мысли М. Эпштейна, они обозначают существенные явления и понятия, для которых в языке и общественном сознании еще не нашлось места. За шесть лет в "Даре" уже опубликовано более тысячи новых слов, заполняющих лексические пробелы в таких тематических областях, как сетевой обиход, понятия времени, любовные отношения, нарицательные производные от имен собственных и др. Каждое слово создается автором проекта и его гостями и передается всем читателям в свободное пользование.
"Дар слова" - это словарь творческого обновления русского языка, словарь его лексических и концептуальных возможностей. "Дар" проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в мир языковых фантазий и мыслительных технологий.
Новые выпуски "Дара слова" выходят еженедельно, по воскресеньям, и рассылаются примерно трем тысячам подписчиков. Подписку можно оформить по адресам:
http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon
или http://old.russ.ru/antolog/intelnet/dar0.html.
Здесь же представлен и архив всех предыдущих выпусков.
|